Полу-статья о каноне, полу-додумывание фанона: тема религии в Волшебной Стране, которая в ОБМ заявлена, но явно недораскрыта.

читать дальше

@темы: Александр Волков, Вселенная книг Волкова, народы Волшебной страны

Комментарии
14.12.2014 в 01:13

Очень интересно!
(Прошу прощения за то, что влезаю в пост годичной давности :) ).
Пара уточнений.
Во-первых, Гуррикап, возможно, действительно бог - майанский Хуракан (Hurricane).
Во-вторых, хотя марраны - и в самом деле потомки древнейшей из цивилизаций Волшебной Страны, но этой цивилизацией были не нынешние "рудокопы". Предки марранов жили в Пещере задолго до появления там народа Бофаро, случившегося всего тысячу лет назад - тогда как только с момента победы над Арахной прошло впятеро больше, а к тому моменту ВС существовала уже не меньше тысячи лет. Интересно, что Волков, во всём прочем очень любящий хронологическую точность, о промежутке между появлением ВС и приходом туда Арахны говорит расплывчато: "может быть, тысяча лет, а может, и две" - с чего бы?
И вообще смущает меня слово "марраны" - уж больно оно не вписывается в число прочих названий народов ВС. Жевуны, мигуны, болтуны, рудокопы... - названия вполне конкретные, понятные, описательные. И вдруг это слово, которое ничего для русского читателя не значит - если только он, пойдя в библиотеку и попросив ещё чего-нибудь из А. М. Волкова, не наткнулся на книгу "Скитания" о Джордано Бруно, тоже предназначенную для юных читателей, в которой марраны (реальные, исторические) неоднократно упоминаются...
Кстати, что характерно: в старых, вышедших до появления четвёртой книги изданиях книг первой и третьей слово "марраны" отсутствует. Сами себя они называют "прыгунами", и так же, естественно, зовёт их Элли, наткнувшись на руины их города. В дальнейшем оба эпизода были "заретконены" в соответствии с четвёртой книгой.
14.12.2014 в 11:14

Маккуро Куроске, спасибо!
Да, почему марраны называются марранами - мне тоже непонятно, вроде бы с реальными марранами ничего общего.
Почему он не захотел называть их прыгунами, я понимаю. В четвертой книжке вся эта линия Урфина-"бога" достаточно серьезная, даже пафосная. И какие-то забавные "прыгуны" тут не в тему. "Огненный бог прыгунов" - ну что это такое, просто смешно звучит. ;)
Но почему марраны?
14.12.2014 в 11:25

Маккуро Куроске, кстати, раз уж вас интересует эта тема, не удержусь от саморекламы. :shuffle: :) Вы мой большой фанфик на эту тему видели?
14.12.2014 в 20:58

 nataly-hill
Вы мой большой фанфик на эту тему видели?
Нет пока. А где можно увидеть?
Да, почему марраны называются марранами - мне тоже непонятно, вроде бы с реальными марранами ничего общего.
Первое общее приходит в голову сразу: рудокопы носят отчётливо "испанские" имена - иногда даже реальные или чуть-чуть подправленные по сравнению с реальными, но, как минимум, звучащие в соответствии со звуковым строем испанского языка (лишь иногда мелькает что-то итальянское вроде Ружеро). Прыгунов же эти "испанцы" изгнали из своей страны - так как их после этого называть? Морисками либо марранами, какие ещё могут быть варианты? ;)
А потом я начал думать - и мне вспомнился ритуал инициации у волковских марранов, главным компонентом которого является уничтожение бороды. Марран считается полноправным членом племени только после того, как избавится от бороды раз и навсегда. И тут я вспомнил сказочный народ, у которого борода, наоборот, считается священной - гномов (не волковских, которые очевидные Gnomes, а толкиеновских, которые Dwarves). И тут "пасьянс сложился", потому что Толкиен неоднократно называл прототипом своих гномов - евреев (в экранизации Джексона это здорово обыграно - в "Хоббите" показаны просто роскошные еврейские типажи, да и архитектура гномьего царства очевидно несёт древнесемитские мотивы). Так что, если гномы - евреи, то марраны - ...марраны ;) . В общем, теперь в моём личном фаноне марраны происходят от дворфов, растерявших всё своё наследие.
Не знаю, читал л Волков Толкиена (в оригинале, конечно, как Баума), но уж больно складно выходит :) .
14.12.2014 в 22:57

А, кстати, да. Воинственный горный народ... это вполне могут быть этакие "анти-гномы".
Хм, похоже, у англичан середины XX века и у нас абсолютно разные "архетипы евреев". Т.е. подумав, можно понять, какое сходство и в чем увидел Толкиен - но мы-то при слове "еврей" представляем себе нечто почти противоположное.
Есть еще конспирологическая версия, что сам Урфин олицетворяет собой судьбу еврейского народа :), читали?

А фанфик здесь. Правда, у него пока нет конца. :( Т.е. у меня в голове конец есть, но там такие мега-пафосные ужасы творятся, что стремно их описывать.
14.12.2014 в 23:40

nataly-hill, спасибо за ссылку, почитаю :) .
Есть еще конспирологическая версия, что сам Урфин олицетворяет собой судьбу еврейского народа :), читали?
Это где Виллина - это В. И. Ленин, а Стелла - Сталин? :uzhos: Где Волков в процессе написания книг то и дело превращается из сиониста в антисемита и обратно? Читал, конечно, на этот текст натыкаешься сразу же, как начинаешь гуглить что-то про Урфина.
Не очень-то там и интересно. Классическое притягивание за уши, вроде "Большой игры профессора Дамблдора", только с наци-уклоном, что ещё противнее. Расшифровка имени Урфина как "безродные евреи" ничего, кроме брезгливости, не вызывает.
Волков же сам говорил, что фамилия Урфина происходит от слова "завистливый" - правда, не сказал, на каком языке. Учитывая, что Урфин подозрительно похож по типажу на рудокопов, я полез в испанский словарь и обнаружил, что "завистливый" - по-испански "envidioso". Энвидьосо! Если предок Урфина был рудокопом, как-то попавшим к жевунам и прижившимся у них, они вполне могли воспринять непривычное длинное имя "Энвидьосо" как имя и фамилию (Энви Дьосо), а последнюю со своим "жующим" выговором произносить как что-то вроде "Дщюс" или "Джюс" :) .
14.12.2014 в 23:48

Ну да, мне это тоже кажется сомнительным. Сходства все-таки немного.
У меня бродит в голове сюжет, где Урфин окажется рудокопским принцем-подкидышем, которого родители отправили наверх, чтобы спасти от некоего злого предсказания... но там, впрочем, полное АУ.